Деньги,
24 октября 2001 г.
На службе регресса 954 просмотра
Для того чтобы на ваше имя в суде завели дело, совсем не обязательно нарушать закон или делить имущество с бывшим супругом. Вполне законопослушного гражданина затаскать по судам может страховщик — достаточно задеть интересы его клиентов. Поэтому держитесь подальше от автомобилей со стикером «Застраховано в ...» и от остального подозрительного в плане страховой защиты имущества.
Согласно 965-й статье Гражданского кодекса, у страховщика есть право регрессного иска после выплаты по страховому случаю. Это означает, что страховая компания имеет право отсудить у причинителя вреда все выплаченные клиенту деньги. Правда этим правом страховщик может воспользоваться, только если страховой случай произошел не по вине клиента и причинитель вреда известен.
Технология вытряхивания денег проста. После выплаты страховая компания уведомляет виновника о том, что он ей должен, и объявляет срок, в который он должен перевести на счет компании деньги. В противном случае страховщик подает в суд. Если причинителями вреда являются предприятия с той или иной долей участия государства в капитале, правоохранительные и военные структуры, общение со страховщиком не обходится без арбитражного суда.
Например, на этой неделе компания РОСНО собирается подавать регрессный иск к спорткомплексу «Олимпийский», по вине которого, как считает страховщик, в сентябре была сорвана коррида. РОСНО уже выплатила организатору представления компании «Русская академия развлечений» $670 тыс. по страховке и намерена эти деньги вернуть, стребовав их с «Олимпийского». Аналогичные планы вынашивает другой страховщик — АФЕС. Именно он страховал самолет авиакомпании «Сибирь» Ту-154, который 4 октября был сбит во время учений украинских сил ПВО. Сам самолет был застрахован на 7 млн рублей, а ответственность авиаперевозчика — на 50 млн. Как только страховщик оценит и выплатит ущерб, он вправе требовать всю сумму выплат с минобороны Украины. Заместитель генерального директора АФЕС Алексей Малов сообщил «Деньгам» следующее: «Мы рассматриваем возможность судебного возмещения с Украины. Какую сумму будем требовать, пока неизвестно — еще не все выплаты произвели. Думаю, это будет иск на миллионы».
В российской страховой практике уже была попытка судиться с военными, правда, безрезультатная. «Ингосстрах» подал иск к российскому Минобороны после того, как в 1997 году на жилой дом в Иркутске рухнул самолет с застрахованным грузом на борту. Страховщик выставил иск на $86 млн, но в этом году был вынужден его отозвать. «Нереален к взысканию», — заявили «Деньгам» в «Ингосстрахе». Шансы столкнуться с подобным есть и у АФЕСа.
Однако регрессные иски страховщиков к крупным структурам — редкость. В основном судебные разбирательства компании затевают с частниками и по сравнительно небольшим суммам. Большинство регрессных исков страховщики выставляют по автострахованию. По статистике, этот вид страхования является самым убыточным — до 80% сборов уходит на выплаты. И в тех случаях, где виновник аварии известен, суд удовлетворяет до 98% исков страховщиков.
Впрочем, это вовсе не значит, что страховщику удается получать свои деньги по всем выигранным искам. По словам начальника правового управления «Ингосстраха» Натальи Дедовой, это происходит только в 30% таких случаев. Формулировка «нереально к взысканию» применима и к частным лицам. Алексей Малов, заместитель генерального директора АФЕС: В одном из наших филиалов был случай, по которому мы не стали подавать иск. Пенсионер вышел на балкон за продуктами и опрокинул что-то тяжелое на стоящий под балконом Volkswagen. На $200 повредил автомобиль. Мы посмотрели на его пенсию и не стали с ним судиться.
Однако благотворительностью страховщики занимаются редко. Суммы, которые они пытаются взыскать с частных лиц, как правило, колеблются от 80 до 140 тыс. рублей в зависимости от вида риска. Регрессные иски подаются по любому имущественному ущербу. Взять, например, жилье. Здесь ситуация сложная. До 80% страховых случаев происходит по вине третьих лиц, и кто именно это «третье лицо», можно установить не всегда. По словам главы отдела выплат компании НАСТА Дмитрия Крупикова, формулировка «при неизвестных обстоятельствах высажена дверь, разбито окно, сожжена хозпостройка и проч.» встречается в милицейских отчетах очень часто. В таких случаях страховщик не может воспользоваться правом регрессного иска.
Если причинитель вреда известен, обладает постоянным местом жительства и доходом выше уровня нищеты, страховщик не отступится. Однако и тут возможны варианты. Хейраддин Мамедов, начальник юридического отдела «РЕСО-Гарантия»: Если до 1995 года более 50% причинителей вреда соглашались платить без суда, то сейчас так поступают единицы. Большинство руководствуются принципом «буду по решению суда платить страховщику до конца жизни по копейке». Имеется в виду, что не у всех заработная плата соразмерна с реальными доходами. А суд взыскивает с зарплаты.
Если виновный не согласен с иском страховщика, теоретически он может его оспорить. Но в компаниях говорят, что таких случаев пока не было. Причинители вреда оспаривают только сумму убытка — суд может принять решение о снижении выплаты. Самый же распространенный способ не связываться со страховщиками — уносить ноги с места страхового случая. Тут главное, чтобы пострадавшая сторона не смогла вас опознать. Но так цивилизованные граждане не поступают — некрасиво. Если не спорить со страховщиком и согласиться на выплаты сразу, то есть шанс сохранить человеческое достоинство и поближе познакомиться с компанией (см. интервью с господином Грушицки).
Можно несколько лет отдавать страховщику проценты со своей официальной зарплаты. Но лучше застраховать гражданскую ответственность по имущественным рискам, и тогда ни один страховщик с иском к вам не подберется. Дело в том, что страховщик имеет право подать регрессный иск не только на частное лицо, но и на любую фирму. В том числе и на страховую компанию. Такое бывает, когда при страховом случае у всех сторон на руках полисы от разных компаний. Однако, как заявили «Деньгам» опрошенные страховщики, между собой они в судах по таким случаям не спорят — вопросы решаются исключительно в их уютных кабинетах.
Личный опыт
«Теперь я не страхуюсь»
О своем опыте разбирательств со страховщиком «Деньгам» рассказал сотрудник крупного PR-агентства Ласло Грушицки.
— Как вы оказались должником страховой компании?
— Весной 1999 года при выезде со второстепенной дороги на главную я слегка задел Nissan Almera 1998 года выпуска. Мой автомобиль не пострадал, а у Nissan оказалось помято крыло, поцарапаны бампер и дверь.
— У вас была страховка?
— Да, у меня была застрахована «гражданка», а хозяйка Almera застраховала его от ущерба. Поэтому мы решили дождаться сотрудников ГИБДД. Они при нас зарисовали схему ДТП, мы вместе прошли группу разбора. Я позвонил страховщику, и оказалось, что всю сумму ущерба он выплачивать не будет.
— Это как?
— Я оформил страховку месяцев за десять до аварии. И сумма в $600 с лишним казалась достаточной для починки Nissan. Однако случился кризис, и страховщик отказался платить в долларах. В компании страховую сумму перевели в рубли, при пересчете получилось около $70. О чем мне и сообщили.
— И что это за компания?
— Не помню, мелкая какая-то. По понятным причинам больше дела я с ней не имел.
— А вторая участница аварии где была застрахована?
— В «Ингосстрахе». Через пару дней после страхового случая его представители пригласили меня на оценку ущерба их клиентки. Оценки как таковой не было, вместо нее была перепись повреждений, под чем я и подписался. Через пару месяцев, когда я забыл и думать об этой истории, мне по адресу прописки приходит письмо от «Ингосстраха». На 15 листах страховщик предлагает мне оплатить ущерб — $700. К письму прилагаются счета по ремонту Nissan из сервиса официального дилера. Представляете, какие там расценки?
— Наверняка поломки можно было устранить дешевле...
— Думаю, да. Меня, правда, порадовало, что страховщик не включил в долг стоимость помывки автомобиля, указанную в счете сервис-центра. Рассчитаться со страховщиком я должен был в течение 30 дней с момента отправки письма. В противном случае компания подает в суд — так следовало из письма. Поскольку в то время я жил в Подмосковье, письмо пришло за пять дней до конца срока оплаты.
— Вы оспаривали претензии страховщика?
— Нет, мне не хотелось ни с кем ссориться. Я позвонил в «Ингосстрах» и предложил реструктурировать мой долг.
— Каким образом?
— Интересно было, что они предложат. Я не отказывался платить. Однако хотелось, чтобы мне пошли навстречу. И мне предложили два варианта — рассрочка на год или сокращение суммы примерно на 30% при единовременной уплате всего долга. Я дал телефон своего страховщика, и «Ингосстрах» получил остатки моей страховки в счет долга. Остальное мне предложили погашать ежемесячно через Сбербанк или наличными в офисе компании. И несколько месяцев я возил по $50 страховщику. После последнего взноса мне дали бумагу, где говорилось, что у компании ко мне больше никаких претензий нет.
— А застраховаться со скидкой не предложили?
— Представьте себе, да. В связи с тем, что «Ингосстрах» вытряхивал из меня долг вежливо, их предложение застраховаться не выглядело диким.
— И теперь у вас есть новая страховка?
— Нет. Я не могу назвать свой опыт страхования «гражданки» положительным. И, кроме того, наслышан от друзей, как трудно бывает со страховщика выбить выплату. Эта одна из причин, по которой я не страхуюсь.
ГРИШИНА Т.
Вся пресса за 24 октября 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Сделки, Маркетинг, Выплаты, Игроки, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
|
Версия, 25 декабря 2024 г.
«Азимут» обвинили в умышленном поджоге SSJ100 в Турции ради получения страховки
|
|
РИА Новости-Крым, 25 декабря 2024 г.
Группа мошенников в Крыму провернула аферы с автостраховками на 5 млн
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 25 декабря 2024 г.
В Башкирии семейную пару обвиняют в афере со страховыми выплатами
|
|
Деловой Петербург, 25 декабря 2024 г.
Добавить ценность: что обеспечивает рост региональных страховых компаний
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 25 декабря 2024 г.
Эксперт: ОСАГО и КАСКО для нижегородцев станут немного дороже
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|